Учитель — это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить.
В.М. Лизинский
Современному обществу, развивающемуся сейчас в особых социальных, информационных и экономических условиях нужны современные педагоги - высококвалифицированные, методически грамотные, психологически образованные, компетентные в различных информационных и коммуникативных технологиях, работающие творчески и в постоянном развитии. Только такой педагог может выполнить все задачи, стоящие перед образованием в области подготовки нового молодого поколения.
На факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Московского педагогического государственного университета в течение нескольких лет традиционно проходят научно-практические конференции. С 2009 года эти конференции стали проводиться в формате Всероссийских педагогических чтений Научной школы Управления образовательными системами, основоположником которой является Татьяна Ивановна Шамова (1924-2010) – доктор педагогических наук, профессор, Член-корреспондент Российской Академии образования, Почётный Член Международной Академии наук педагогического образования, Заслуженный деятель науки РФ. Татьяна Ивановна прошла весь педагогический путь, начиная с простого школьного учителя до декана Факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования МГПИ. Под её руководством факультет и кафедра стали ведущим научно-методическим и учебным центром системы дополнительного образования, где обучались, повышали квалификацию и проходили переподготовку все категории руководителей образовательных учреждений России. В 2011 г. Всероссийские педагогические чтения получили официальный статус «Шамовских».
25 января 2018 года, в день памяти св. мученицы Татианы – небесной покровительницы студентов и педагогов – в столичной школе №354 им. Д.М. Карбышева» состоялась X Международная научно-практическая конференция «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами по теме: «Научная школа Т.И. Шамовой: Методолого-теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем». Организаторами чтений выступили: Московский педагогический государственный университет, Общественный совет научной школы управления образовательными системами, Международная академия наук педагогического образования, НО «Фондподдержки и развития образования, творчества и культуры» и школа №354.
По сложившейся традиции в работе Шамовских чтений приняли участие представители научно-педагогической общественности, руководители и педагоги образовательных организаций, представляющие не только Москву и Московскую область, но и различные субъекты Российской Федерации. Педагоги Сасовского района вот уже третий год тоже посещают «Шамовские педагогические чтения». По словам начальника Управления образования Ирины Николаевны Серёгиной, педагогам для совершенствования своего профессионального мастерства кроме разнообразных курсов повышения квалификации, посещения открытых уроков и мероприятий необходимо профессиональное общение с учёными педагогами и психологами, специалистами в предметных областях, методистами различного уровня, учителями, имеющими большой и разнообразный опыт в области внедрения в практику новых образовательных технологий и методик.
На одной из таких конференций педагогам района посчастливилось поближе познакомиться с Натальей Львовной Галеевой, кандидатом биологических наук, доцентом, профессором кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой. Н. Л. Галеева является автором технологии ИСУД (индивидуальный стиль учебной деятельности). Данная образовательная технология предназначена для использования на разных уровнях управления качеством образовательного процесса. В методической системе школы данная технология позволяет акцентировать компетентностный и системно-деятельностный подход к совершенствованию предметного обучения, что является основой реализации ФГОС. По инициативе Управления образования и по согласию Натальи Львовны Галеевой Сасовский район стал экспериментальной площадкой МПГУ по освоению технологии ИСУД. Во многих школах учителя активно изучают и внедряют элементы данной технологии. И в этот раз четыре педагога (директор Малостуденецкой школы Василихина Ю.А., директор Кустарёвской школы Гималова Т.М., учителя Глядковской и Кустарёвской школ Казаева М.Л. и Цыганкова Н.П.) посетили секцию «Дидактический потенциал управленческой деятельности в образовательных системах», модератором которой была Наталья Львовна.
В рамках секции проходило обсуждение следующих важных для современной педагогической общественности проблем:
- управление как дидактический ресурс в образовательных системах разного уровня;
- зависимость качества образовательных результатов от качества управления в образовательной системе «учитель-ученик»;
- дидактический потенциал оценивания образовательных результатов в учебном процессе;
- управленческие решения для стимулирования профессионального развития педагога;
-ИКТ как дидактический ресурс качества образовательных результатов: из опыта работы школы «Премьер», г. Москва и др.
Ещё одна секция, на которой присутствовали наши педагоги (Мишанькина Т.В., методист, Есина Н.Л., учитель Малостуденецкой школы), была посвящена метапредметности в образовании. Модераторы секции - Суходимцева Анна Петровна и Синельников Игорь Юрьевич, кандидаты педагогических наук, старшие научные сотрудники ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». Здесь наряду с теорией можно было познакомиться с практическим опытом работы различных школ по следующим направлениям:
- условия достижения качественно новых образовательных результатов при изучении метапредметов в 5-9 классах;
- проектная деятельность как один из способов осуществления метапредметного подхода в образовании;
- русский язык как поле профессиональной деятельности учителей разных предметов;
- метапредметный подход при подготовке к итоговой аттестации школьников (смысловое чтение);
- проверка достижения метапредметных результатов обучающихся в диагностических проверочных работах в курсе географии основной школы и др.
По отзывам наших учителей, традиционное участие в Шамовских чтениях даёт возможность быть в курсе новых педагогических разработок, методических инноваций в области образования, влияет на повышение уровня профессиональной компетентности, активизирует стремление к получению новых знаний, к повышению квалификации, к самовыражению, самореализации при решении педагогических задач, к развитию творческого потенциала.
Шамовские чтения – продуктивная коммуникативная площадка современной педагогической общественности. Так, в девяти Шамовских чтениях приняло участие более 2 тысяч человек. В 8 сборниках опубликована 1471 статья. Лучшие статьи сборника публикуются в таких известных научных журналах как «Педагогическое образование и наука», «Справочник заместителя директора школы», «Управление начальной школой», «Методическая работа в школе» и т.д.
Хочется верить, что участие в мероприятиях такого масштаба станет доброй традицией для наших педагогов и поможет им преодолеть всевозможные трудности, способные привести к кризису профессионального развития.