Несмотря на предновогодние хлопоты, подведение итогов семестра и первого полугодия, педагоги – участники инновационной научно-образовательной площадки Московского педагогического государственного университета продолжают осваивать технологию ИСУД и обмениваться опытом её применения.
Так, 21 декабря по инициативе педколлектива Любовниковской школы состоялся семинар для учителей начальных классов.
Сначала гости из 11 школ района побывали на открытом уроке у Дорошевой Елены Станиславовны, которая начала преподавать в начальных классах… 1 сентября этого года. Елена Станиславовна ещё в августе показывала воспитателям района мастер-класс по использованию для развития дошкольников технологии ИСУД. Но возможно ли заниматься инновациями, когда за 40 минут ты должен обучить, развить и воспитать и третьеклассников и первоклассников одновременно?
Оказалось, что не только можно, но и нужно. Именно к такому выводу пришли педагоги, посетив открытое занятие по литературному чтению. А на уроке все увидели, какие преимущества получает педагог, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка, чётко представляющий, как происходит процесс обучения и развития каждого ученика.
Первоклассники уже планируют свою работу на уроке, слаженно работают в группах, обосновывают свой выбор и, самое главное, - с огромным желанием учатся. «Ещё хочется почитать!», «А можно ещё напечатать букву?» - звучат радостные голоса детей. Взаимопонимание между учителем и учениками – полное: достаточно слова, жеста, взгляда… Ученики 3 класса в это время успели прослушать сказку о лягушке-путешественнице, перечитать ключевые сцены, определить характер героини, оценить себя.
После урока Дорошева Е.С. сделала подробный самоанализ урока, рассказав, как проектировала занятие с использованием технологии ИСУД. Кого учить? Чему учить? Как учить? – вот главные вопросы, которые должен ставить перед собой учитель перед каждым уроком. Начала Елена Станиславовна с характеристики внутренних ресурсов каждого ученика, поясняя коллегам, что без ответа на вопрос «кого учу?», будет трудно организовать полноценный процесс. Далее – этап целеполагания: что должны знать и уметь ученики после изучения темы и какие цели ставит учитель, чтобы дети не только достигли этих целей, но и получили возможность развиваться. И, наконец, самый главный вопрос - как учить? Елена Станиславовна обосновала выбор каждого задания на каждом этапе урока, подчеркивая их дидактический потенциал как для всего класса, так и для отдельных учеников.
Коллеги дали высокую оценку открытому уроку, отметив его необычность, тепло отозвались о мастерстве педагоге, дали свои рекомендации. Глубокий анализ урока вызвал особый интерес.
Во второй части семинара заместителем директора по учебно-воспитательной работе Арутюнян Екатериной Хаджиевной было предложено гостям сделать практические шаги по освоению технологии ИСУД. Сначала проанализировали образец контрольно-методического среза, разработанного учителем Малеевой Валентиной Николаевной для определения обучаемости учащихся по математике. Затем пополнили знания о психофизиологических особенностях детей, просмотрев электронную презентацию, и приступили в самому сложному этапу – заполнению матриц внутренних ресурсов учебного успеха учеников. Впрочем, и с этим заданием участники семинара справились. Памятка «Иду на урок в 1 класс» помогла компактно разместить на одном листе информацию об индивидуальных особенностях каждого ученика класса.
Работая в парах, педагоги учились определять дидактический потенциал учебных заданий. И вновь вернулись к конспекту урока Дорошевой Е.С., убедившись, что технология ИСУД позволяет спроектировать и реализовать урок с позиций детей, даёт возможность обучать, развивать и воспитывать детей одновременно.
Участники семинара получили по электронной почте материалы, необходимые для первых шагов по освоению технологии, а также… домашнее задание. Поскольку для участников сетевой инновационной научно-образовательной площадки стала традиционной установка известного мыслителя Конфуция: "Послушайте — и Вы забудете, посмотрите — и Вы запомните, сделайте — и Вы поймете".
25 декабря был проведён семинар для учителей Алешинской средней школы. В этот раз директор школы Татьяна Ивановна Герасимова решила личным примером воодушевить коллег на более активное освоение технологии, которая позволяет учителю качественно реализовывать требования стандартов образования. На семинаре также присутствовали координатор ИНОП от Управления образования начальник отдела общего образования Хрунина Л.В., директор Малостуденецкой средней школы Василихина Ю.А., учитель математики Староберёзовской основной школы Синякова О.Н.. Практикум для присутствующих провела заместитель директора по учебно-воспитательной работе Любовниковской средней школы Арутюнян Е.Х.
Урок получился интересным. Герасимова Т.И. грамотно использовала знания о внутренних особенностях своих пятиклашек, определяя подходящие для каждого способы восприятия новой темы. Разнообразие методов, заданий, чередование индивидуальной и групповой работы позволили создать комфортную для каждого ученика атмосферу. Детям было интересно. На этапе закрепления новых знаний участники семинара убедились в правильности выбора учителем форм работы с классом. Такое глубокое понимание индивидуальных особенностей детей стало возможно благодаря технологии ИСУД. Учителя школы дали хорошие отзывы об уроке и пользе осваиваемой технологии.
Татьяна Ивановна сделала самоанализ урока, обратилась к коллегам с предложением более активно осваивать и применять эту образовательную технологию.
Екатерина Хаджиевна провела с коллегами практическое занятие, предложив разобрать один из самых сложных этапов в технологии – подбор заданий с разным дидактическим потенциалом для развития внутренних ресурсов учеников. Педагоги с этим заданием справились. По мнению участников семинара, их знания и понимание технологии ИСУД заметно прибавились.
Управление образования благодарит за работу по распространению опыта использования технологии ИСУД всех, кто проводил уроки и практикумы.