Я готов стать учителем учителей,
если можно чему-нибудь их научить,
и я готов стать учеником учеников,
если только можно у них чему-либо научиться.
Я.А. Каменский
В Москве на базе школы №2086 состоялась XII Международная научно-практическая конференция «Шамовские педагогические чтения». По традиции, чтения проходят ежегодно 25 января или в дни, ближайшие к этой дате, в память об основателе кафедры управления образовательными системами в Московском педагогическом государственном университете Татьяне Ивановне Шамовой. Организаторами чтений являются представители научной школы «Управление образовательными системами», сотрудники кафедры. А участниками – все соратники педагогических идей Татьяны Ивановны и её последователей, среди которых есть и педагоги Сасовского муниципального района.
В чтениях наши педагоги принимают участие ежегодно, начиная с 2016 года. С каждым годом интерес к ним растёт, как и число участников. Если в прошлом году их было 8 человек, то в нынешнем – уже 13. Причина в том, что это уникальное научно-педагогическое мероприятие, где можно увидеть, услышать и задать вопросы ведущим учёным в области педагогики нашей страны; можно познакомиться и организовать сотрудничество с учёными, педагогами из других регионов. Именно там и произошло зарождение нашей районной инновационной площадки под руководством профессора МПГУ Галеевой Н.Л.; были заложены основы сотрудничества со школой «Премьер», чьи семинары мы посещаем каждый год. А сколько полезных идей, интересного опыта коллег мы привозим с чтений! Это прекрасная возможность для профессионального роста педагогов.
В Шамовских чтениях приняли участие педагоги из Батьковской, Берестянской, Глядковской, Любовниковской, Малостуденецкой, Староберёзовской школ. От Управления образования нашу делегацию возглавляла начальник отдела общего образования Хрунина Л.В. Отрадно отметить, что директор Глядковской средней школы Казаева М.Л. обучается в магистратуре на кафедре управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой. Для неё было особенно важно услышать доклад своего научного руководителя, заведующей кафедрой Гончар М.В. Трогательной была встреча завуча этой школы Дубровской О.Ю. с д.п.н., профессором института биологии и химии МПГУ Оржековским П.А., знакомым ей по студенческим годам.
В третий раз научный руководитель инновационной площадки МПГУ, действующей в школах Сасовского района, профессор кафедры управления образовательными системами, ученица Шамовой Т.И., кандидат биологических наук Галеева Наталья Львовна пригласила нас с докладом на свою секцию. Ранее с докладами на чтениях уже выступали Хрунина Л.В., Арутюнян Е.Х. (заместитель директора по учебной работе Любовниковской средней школы). Доклады были опубликованы в сборниках Шамовских чтений. Теперь такая честь выпала заместителю директора по учебной работе Малостуденецкой средней школы Спорягиной И.М. Инна Михайловна представила опыт работы школы по применению системы критериального оценивания в обучении учащихся проектной деятельности. В школе разработаны критерии оценивания учебных проектов по уровням образования: для начальной, основной и средней школы. Причём в выборе и формировании списков критериев принимают участие и сами дети. А знакомятся ученики с критериями до начала работы над проектом. Это важный момент, таким образом, система оценивания помогает детям в работе над проектом. В планах школы разработка критериев для оценивания метапредметных результатов учеников.
Что из выступлений на Шамовских чтениях привлекло внимание наших педагогов? Екатерину Хаджиевну Арутюнян, завуча Любовниковской средней школы заинтересовал доклад зав. кафедрой управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой Гончар М.В. о принципах С.Н. Змеёва, которые очень важны для реализации идеи непрерывного образования взрослых, в первую очередь учителей. А опыт директора школы №17 из Калуги Помазкова В.В. об использовании на уроках физики программного продукта Plickers, о котором она рассказала учителям своей школы, сразу начали изучать и планируют в ближайшее время опробовать на своих уроках.
На чтениях поднимались и живо обсуждались самые актуальные вопросы, среди которых «Оценивание как управленческий и дидактический ресурс». Со временем меняется общество и цели образования. В настоящее время на первый план выходит функциональная грамотность. Надо обучать детей умению беречь время, умению выстраивать индивидуальную траекторию образования, умению интегрироваться. Всё больше мы слышим о таком понятии как «эмоциональный интеллект». Образование 21 века – это метаобразование. Главная цель оценивания – развитие личности, а не просто фиксация уровня знаний, умений и навыков. Оценивание должно быть не только количественным, но и качественным. Педагогам надо различать и понимать два аспекта оценивания – цена и ценность. Наш научный руководитель Галеева Н.Л. предложила задуматься над тем, чему мы обучаем? По её мнению, учитель должен обучать ребёнка управлять собой и окружающим миром средствами математики, русского языка и других предметов. А если обучаем управлять, значит надо и правильно оценивать.
Внимание директора Малостуденецкой средней школы Василихиной Ю.А. привлекло выступление Степанова С.Ю., доктора педагогических наук, профессора Московского городского педагогического университета, посвящённое рефлексивно-сотворческой педагогике и методу духовного контакта Ильина Е. И.
Завуча Батьковской основной школы Яньшину О.В. задели за живое слова одного из выступавших о том, что самому педагогу надо быть образцом грамотной речи: соблюдать культуру общения в соцсетях с учениками, родителями, коллегами; больше внимания на всех уроках уделять классике и цитировать классические произведения, не только на уроках русского языка и литературы; вернуть уроки внеклассного чтения, читать живое русское слово; с родителями работать в направлении семейного чтения.
Учитель Берестянской школы Симашева Н.В., впервые участвующая в чтениях, высказала такое мнение: «Участие в конференции дало положительный эмоциональный заряд, новые знания, наполнило энергией профессионального сообщества, оптимизмом. Быть специалистом в своей области здорово, но современные реалии диктуют нам о постоянной необходимости расширения своего кругозора. Прогресс не стоит на месте, так и нам, педагогам, нельзя зарываться в своих сельских школьных глубинах, ведь если не шагать в ногу со временем, однажды может оказаться, что наши знания практически никому не нужны. Конечно, надо верить традициям, но при этом идти навстречу новому».
Предлагаем всем посетителям сайта, кто читает эту статью, поразмышлять вместе с нами о современной педагогике. Это полезно и важно не только учителям, но и родителям, бабушкам и дедушкам.
Управление образования надеется, что полученные на чтениях знания, найдут своё продолжение и применение в профессиональной деятельности наших педагогов.