XV муниципальный конкурс ученических проектов «Ярмарка идей» прошел в режиме Zoom-конференции. Уже не в первый раз ребята из разных школ защищали свои проекты: совершенно разные, весьма актуальные и очень интересные. Для одних этот конкурс был очередным этапом в их уже многолетней исследовательской работе, а для кого-то стал первым испытанием – волнующим, но, безусловно, важным и очень значимым. Объединяли ребят любовь к исследованиям, природная любознательность и желание искать ответы на интересующие их вопросы. В этом году на суд жюри было представлено 10 ученических проектов из 7 школ района.
Конкурс проходил в двух возрастных категориях: 5-8 классы, 9-11 классы. На протяжении двух часов ребята демонстрировали презентации, представляли результаты исследований, продукты своих проектов (карты, брошюры, учебные пособия). Темы были самые разные, но каждая из них по-своему интересна. Поэтому жюри надо было решить нелёгкую задачу по определению победителей.
В младшей возрастной категории выступили 5 школьников. Победителем среди них стала Драволина Татьяна, ученица 8 класса Батьковской школы (руководитель – Игнатова Н.В.). Таня рассказала о разработке и реализации проекта социальной направленности «Переведём бабушку в онлайн».
Гаджеты и Интернет позволяют нам решать многие вопросы за секунды. Запись к врачу, оплата квитанций, заказ продуктов на дом, просмотр погоды и новостей через Интернет – все это обыденные вещи. Но не для всех. Есть категория людей, которая часто не умеет пользоваться Интернетом. «70 % населения нашего сельского поселения, - рассказывает девушка, - составляют люди пенсионного возраста. В силу своих возрастных особенностей они испытывают сложности в освоении цифровых технологий… Людям требуется разнообразная помощь: от настройки спутникового телевидения и видеозвонков до оплаты через мобильный банк. Координатором проекта выступала я сама. Я принимала «заявки» и направляла ребят. Мы решали вопросы по «географическому» принципу: кто из ребят в данный момент находился ближе, тот и направлялся на «вызов»…
…Нами уже проделана большая работа: за год мы помогли почти 40 односельчанам преклонного возраста. Но каждый год перед нами встают новые задачи, которые требуют свежих решений, а это значит, что наш проект ещё не окончен и впереди у нас много дел. Быть нужным и востребованным - одна из главных человеческих стремлений, и я рада, что мы с ребятами можем себя проявить на этом поприще. Очень хочется, чтобы другие ребята нашего района также присоединились к нашему проекту».
2-ое место разделили между собой Антипова Ольга, ученица 6 класса Придорожной школы (руководитель Антипова Л.П.), и Павкина Мария, ученица 5 класса Глядковской школы (руководитель Дубровская О.Ю.), представив на суд жюри проекты исследовательской направленности.
Тема проекта Антиповой Ольги – «Происхождение заклинаний мира Гарри Поттера».Актуальность этого исследования заключается в том, что серия произведений Джоан Роулинг о Гарри Поттере с каждым годом не теряет своей популярности, а даже наоборот раскрывается для своих читателей с новых сторон. Объектом исследования для Ольги стали волшебные заклинания на английском языке из серии романов о Гарри Поттере. В своей работе она тщательно исследовала происхождение «волшебной лексики».
Павкина Мария для своего проекта выбрала более реалистичную тему. Она посвятила своё исследование жевательной резинке. Маша изучила её влияние на организм человека, взвесив все «за» и «против», убедительно рассказала о том, что частое и неправильное использование жевательной резинки плохо отражается на здоровье человека.
Интересный проект, посвящённый изучению истории родного края, «Темгеневские известняки» представил Баранов Кирилл, ученик 7 класса Берестянской школы (руководитель Девятайкин А.С.). «Расспросив своих одноклассников, друзей, я пришел к выводу, что они очень мало знают об исторических и природных объектах, - рассказал он. Поэтому у меня возникла идея собрать материал о памятнике природы, который находится на пути от Сасова до Кадома, в селе Темгенево». На основе своей исследовательской работы Кирилл создал интерактивную презентацию, которая позволит совершать виртуальное путешествие по историческому объекту ботанического значения. Его проект занял 3-е место.
3-е место также было присуждено Чекаеву Артёму, ученику 7 класса Берестянской школы (руководитель Чекаева А.К.), за проект социальной направленности «Организация летнего оздоровительного лагеря круглосуточного пребывания». Артём предложил открыть стационарный лагерь для учащихся образовательных организаций Сасовского района на базе здания школы в селе Бастаново. По его мнению, туристско-краеведческое направление должно стать главным направлением деятельности в таком лагере.
В старшей возрастной категории победу одержала Марочкина Вероника, ученица 11 класса Малостуденецкой школы (руководитель Самсонова Е.Н.), которая продемонстрировала разработанное ею учебное электронное пособие по математике для 1 класса «Весёлый счёт». «Лучший способ увлечь детей математикой, - считает Вероника, - это игровые действия… Изучение многих тем по различным учебным предметам проходило бы интересней и эффективней при использовании электронных образовательных ресурсов. Тем более что в современной школе имеются интерактивные доски, а дома практически у каждого ученика есть компьютер. Электронное пособие еще удобно использовать и в процессе дистанционного обучения (во время карантина в школе, во время болезни ученика или по иной причине, которая не дает возможности посещать школу)». В процессе работы над проектом девушкой были пройдены все основные этапы разработки: подобран теоретический материал, соответствующий возрасту, изучены вопросы, связанные с оформлением электронных пособий, разработан единый дизайн продукта. Конечный результат позволяет утверждать, что разработанное электронное учебное пособие найдет место в образовательном процессе.
2-ое место по праву завоевали Мухин Сергей, ученик 9 класса Салтыковской школы (руководитель Щукина А.М.), и Попов Дмитрий, ученик 9 класса Батьковской школы (руководитель Яринюк П.С.).
Мухин Сергей представил проект социальной направленности «Читать модно». В своей работе он обратил внимание на проблему чтения книг. «Большинство ребят читают только то, что задают в школе», - говорит юноша. Поэтому в ходе работы над проектом им были разработаны и изготовлены книжки-малышки, направленные на пробуждение интереса к чтению у начинающих читателей. Для увеличения численности читающих среди старших школьников Сергей создал группу в социальной сети «ВКонтакте» с аудиозаписями произведений художественной литературы.
Достойный внимания проект исследовательской направленности «Питьевые ресурсы Сасовской земли» подготовил Попов Дмитрий. «Два года назад я совместно с одноклассниками, - поделился он, - ездил на слёт волонтёров в Рязань с проектом по созданию парка около школы. В процессе общения с руководителями слёта нам было предложено составить карту родников. Для этого необходимо было описать уже известные родники и обнаружить неизвестные. Эта работа потребовала немало времени и подготовки.» За всё время Дмитрием было исследовано около 20 родников. Составлена брошюра с описанием и фотографией каждого источника и карта местности с обозначенными на ней ключами с питьевой водой. Но останавливаться на этом юноша не хочет. Он планирует продолжить дальнейшее исследование воды.
3-е место в этой возрастной категории разделили между собой Кинякин Александр, ученик 10 класса Кустарёвской школы (руководитель Щукина И.П.), и Шабанкина Мария, ученица 9 класса Придорожной школы (руководитель Свищёва О.С.).
Тема проекта Кинякина Александра - «Динамика численности трудоспособного населения Рязанской области». Своё исследование Александр посвятил выявлению факторов, влияющих на сокращение трудоспособного населения Рязанской области. Он считает, что эта проблема особенно остро стоит для Рязанской области, в которой с 2016 года наблюдается наиболее сильное снижение трудоспособного населения по сравнению с другими регионами Центрального федерального округа. Поэтому исследование динамики трудоспособного населения Рязанской области, по его мнению, на данный момент весьма актуально.
Свой проект «Птички-невелички» Шабанкина Мария посвятила перепелам. «Побывав на маминой работе, - говорит Маша, - я захотела сделать проект и рассказать ребятам в нашей школе об этой удивительной птичке, об условиях ее содержания, о пользе перепелиных яиц». В своей работе девочка собрала уникальную информацию о необыкновенной пользе перепелиных яиц, дала советы тем, кто хочет завести перепелок.
Все участники конкурса получат почётные грамоты Управления образования. Остаётся поздравить всех участников, пожелать им дальнейших творческих успехов и новых интересных исследований.